Направления деятельности кафедры «ИЯ и ГН»
Основные направления научной работы
I. В рамках госбюджетной научно-исследовательской работы на кафедре проводятся исследования по направлению «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в техническом вузе в преподавании иностранных языков» – руководитель направления доцент, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой Ирина Владимировна Алещанова.
Объектом исследования выступает учебно–воспитательный процесс обучения студентов технического вуза иностранным языкам.
Цель исследования заключается в разработке педагогической системы, способствующей оптимизации учебно–воспитательного процесса, развитию творческой активности студентов в процессе изучения иностранного языка и подготовке рекомендаций по ее эффективному применению в учебном процессе.
Научная новизна проводимого исследования определяется тем, что:
- разработан педагогический алгоритм, позволяющая оптимизировать процесс изучения иностранных языков в техническом вузе;
- выявлены основные стимулы и факторы, определяющие развитие творческой активности студентов и содержащиеся в учебном материале, мотивах и характере речемыслительной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что исследование является конкретным практическим вкладом в разработку методики преподавания иностранного языка в техническом вузе.
II. Кафедра планирует, организует и проводит научно–исследовательскую работу по утвержденному ученым Советом института плану в области гуманитарных проблем, связанных с патриотическим, правовым, нравственным и эстетическим воспитанием молодежи по теме: «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в техническом вузе в преподавании дисциплин социально-гуманитарного блока» – руководитель направления доцент, кандидат исторических наук Гаврилова Елена Владимировна. Кроме того, исследуются:
- проблемы профессиональной этики, прогнозирование профессиональной успешности будущего специалиста;
- патриотическое воспитание студентов;
- актуальные вопросы правового регулирования и формирования правосознания граждан;
- развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания студентов;
- эстетическое воспитание молодежи;
- логика научного познания преподавателя и студента в учебном процессе.
Кафедра проводит также исследования по теме «Формирование у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности».
Сотрудники кафедры принимают участие в конференциях разного уровня. Ежегодно кафедрой проводятся олимпиады среди студентов всех специальностей КТИ ВолгГТУ на лучшее знание иностранного языка и дисциплин социально-гуманитарного блока с привлечением сторонних участников, а также кафедральные студенческие конференции.
УИРС, НИРС. Сотрудники кафедры «Иностранные языки и гуманитарные науки» активно развивают учебно–исследовательскую и научно–исследовательскую работу студентов. Основные результаты студенческих УИРС и НИРС нашли своё отражение в успешных выступлениях студентов на различных конференциях и смотрах–конкурсах.
Основные направления учебной работы
Объеденённая кафедра осуществляет преподавание иностранных языков, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин по всем направлениям и специальностям обучения КТИ (филиала) ВолгГТУ. Кафедра осуществляет ведение практических занятий, в том числе по физической культуре и спорту, проведение зачётов, экзаменов, консультации студентов и аспирантов.
Владение иностранным языком определяется объединённой кафедрой как неотъемлемый компонент профессиональной подготовки современного специалиста любого профиля и характеризуется необходимостью формирования у студентов навыков коммуникативной компетенции, обеспечивающих практическое использование иностранного языка. Это позволит будущему специалисту реализовать такие аспекты профессиональной деятельности, как своевременное ознакомление с новыми технологиями, открытиями и тенденциями в развитии науки и техники, установление контактов с зарубежными фирмами и предприятиями и др., т.е. обеспечивает повышение уровня профессиональной компетенции специалиста. Наряду с практической целью, изучение иностранного языка реализует также образовательные и воспитательные цели. Образовательная роль иностранного языка связана с возможностью приобщаться к иноязычным источникам информации, своевременный доступ к которым практически закрыт при незнании языка, с приобретением навыков работы с научной литературой, с умением общаться с зарубежными коллегами, с повышением культуры речи и т.д. Воспитательный потенциал курса иностранного языка призван содействовать налаживанию межкультурных связей, развитию уважения к духовным ценностям других народов.